Е.Е. Дорохова
НОУ ВПО «Северо-Кавказский социальный институт»,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Финансы, налоги и бухгалтерский учет».
Наука. Инновации. Технологии
№75 2011
Статья содержит историю развития методологии SWOT-анализа и GETS-анализа. В ней рассмотрены возможности применения этих методик в стратегическом управлении денежными потоками, что является новым направлением в финансовом менеджменте. Значительная часть статьи посвящена методике формализованной оценки совокупных денежных потоков через систему взвешенных коэффициентов.
Анализ рыночной позиции предприятия, выявление наиболее существенных факторов, формирующих его бизнес-среду, является необходимым этапом и составной частью любого бизнес плана.
Среди определенного многообразия методов и инструментов анализа рыночной позиции наиболее перспективным является SWOT-анализ. Его сущность заключается в оценке стратегических возможностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. С точки зрения сегодняшнего положения предприятия, определяются его преимущества и недостатки. С точки зрения его стратегического развития, выявляются его дальнейшие возможности и угрозы, способные помешать выполнению определенной стратегии. Результаты сводятся в таблицу (матрицу).
Действительно, SWOT-анализ - это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей организации с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Акроним SWOT был впервые введен в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.
В 1965 году четверо проффессоров Гарвардского университета - Leraned, Christen-sen, Andrews, Guth предложили методику использования SWOT-модели для разработки стратегии организации. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.
Итак, SWOT - это аббревиатура начальных букв английских слов:
Таким образом, SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Задачи SWOT-анализа:
Необходимо постоянно помнить, что сильные и слабые стороны — это внутренние аспекты, а возможности и угрозы — это внешние аспекты рыночной среды.
При оценке сильных, слабых сторон организации, ее возможностей и угроз обычно:
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым объектам и в самых различных видах деятельности. Несомненно, это относится и к анализу денежных потоков. Ведь деньги - это основа любого бизнеса.
Потенциальные внутренние сильные стороны. Сильные стороны предприятия -то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и других значимых аспектах.
Относительно денежных потоков, это, прежде всего:
Потенциальные внутренние слабые стороны. Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается реализовать по сравнению с другими организациями и ставит фирму в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса, устаревшее оборудование, неквалифицированный персонал.
Если остановиться на более частных примерах организации денежных потоков, то это:
Потенциальные внешние возможности фирмы. Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса на выпускаемую продукцию, появление новых технологий производства товара, рост уровня доходов населения и т.д.
Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые организация может непосредственно использовать. В частности это:
При определении возможностей и угроз, необходимо определять при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами. То есть, следует учитывать, что ниже определенного нормативного значения возможность становится угрозой.
Потенциальные внешние угрозы. Рыночные угрозы - это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. В их числе:
Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).
Формирование системы основных целей организации денежных потоков предприятия должно проходить с учетом желательных и нежелательных тенденций развития результативных показателей денежных потоков. Систему этих целей следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из них в конкретных значениях.
В качестве важнейших целевых параметров организации денежных потоков могут быть установлены:
Итак, матрица SWOT-анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. При построении матрицы применяется, так называемая «дихотомическая процедура», используемая во многих областях знаний (философия, математика, ботаника, соционика, информатика и др.). Тогда элементы матрицы представляют собой «дихотомические пары» (пары взаимоисключающих друг друга признаков), что позволяет снизить энтропию взаимодействия среды и системы за счет описания ситуации в общем виде.
В то же время SWOT-анализ в своей общей и развернутой форме содержит основной недостаток. SWOT-анализ принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общее направление, а конкретную цель необходимо определять и подбирать каждому субъекту и объекту отдельно.
Кроме обозначенного недостатка, имеются и другие аспекты, которые заключаются в том, что SWOT-анализ не дает ответа на следующие вопросы:
Таким образом, в SWOT-анализе отсутствует возможность
прогнозирования, количественной оценки. И по сути, SWOT является отчасти субъективным методом анализа. Потому, для получения полной картины необходимо использовать и другие известные методы исследования денежных потоков для принятия серьезных стратегических, плановых решений. Например, оценку через систему взвешенных коэффициентов, что позволяет добиться наиболее объективных результатов.
Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений, выявленных в ходе SWOT-анализа, является заключительным этапом построения контроллинга денежных потоков организации. Основным инструментом в этом направлении как раз выступает формализованная оценка денежных потоков через систему взвешенных коэффициентов.
1. Коэффициент ликвидности денежного потока предприятия = валовой положительный денежный поток в определенном периоде / валовой отрицательный денежный поток в том же периоде.
2. Коэффициент текущей платежеспособности = сумма оборотных активов предприятия в определенном периоде / сумма всех краткосрочных обязательств в том же периоде.
3. Коэффициент промежуточной платежеспособности = (сумма денежных активов предприятия в определенном периоде + краткосрочные финансовые вложения в том же периоде + дебиторская задолженность всех видов в том же периоде) / сумма всех краткосрочных обязательств в том же периоде.
4. Коэффициент абсолютной платежеспособности - «кислотный тест» = (денежные активы предприятия, включая иностранную валюту, в определенном периоде + краткосрочные финансовые вложения в том же периоде) / сумма всех краткосрочных обязательств в том же периоде.
5. Коэффициент общего соотношения дебиторской и кредиторской задолженности = вся сумма дебиторской задолженности предприятия в определенном периоде / вся сумма кредиторской задолженности предприятия в том же периоде.
6. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности по коммерческим операциям = дебиторская задолженность предприятия за продукцию (товары, работы, услуги) в определенном периоде / кредиторская задолженность предприятия по коммерческим операциям в том же периоде.
1. Количество оборотов денежных активов и их эквивалентов = валовой объем продаж / (средняя хронологическая сумма денежных активов, включая иностранную валюту, в определенном периоде + средняя хронологическая сумма краткосрочных финансовых вложений предприятия, характеризующая его денежные эквиваленты в том же периоде).
2. Период оборота денежных активов и их эквивалентов = (средняя хронологическая сумма денежных активов предприятия
в определенном периоде + средняя хронологическая сумма краткосрочны финансовых вложений предприятия, характеризующая его денежные эквиваленты в том же периоде) / однодневный объем реализации продукции в том же периоде.
1. Коэффициент достаточности чистого денежного потока = сумма чистого денежного потока в определенном периоде / (сумма выплаченного основного долга по всем кредитам и займам + сумма прироста запасов в составе оборотных активов + сумма дивидендов, выплаченная собственникам на их вложенный капитал в том же периоде).
2. Коэффициент эффективности денежного потока = сумма чистого денежного потока предприятия в определенном периоде / сумма валового отрицательного денежного потока в том же периоде.
3. Коэффициент реинвестирования чистого денежного потока предприятия = (сумма чистого денежного потока предприятия в определенном периоде - сумма дивидендов, уплаченных собственникам на их вложенный капитал) / (сумма прироста реальных инвестиций предприятия в том же периоде + сумма прироста долгосрочных финансовых инвестиций предприятия в том же периоде).
Оценка коэффициентов совокупных денежных потоков создает аналитическую базу формирования принципиальных алгоритмов действий финансовых менеджеров, по устранению различных видов отклонений фактических результатов формирования денежных потоков от предусмотренных.
Итак, SWOT-анализ является удачным вариантом в условиях ограниченных ресурсов: материальных и (или) временных. Но данный метод не отражает максимально полной картины, которую можно получить даже силами собственного предприятия и управленческого состава компании. SWOT-анализ - это лишь один из возможных подходов к формированию стратегии предприятия. Наиболее полной картина будет, если в сочетании со SWOT-анализом будут применяться иные методы стратегического анализа и планирования, в том числе, и формализованная оценка совокупных денежных потоков через систему взвешенных коэффициентов.
Литература
1. Бланк И.А. Управление денежными потоками. — Киев, 2002.
2. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М., 2010.
3. Федяков М.М. Деньги к деньгам: инвестиционная практика бизнеса. — М., 2008.