Ольга сизова,
РЕДАКТОР СПЕЦПРОЕКТОВ ЖУРНАЛА «ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР»
Финансовый директор
№ 11 (121), ноябрь 2012
Сектор: производство строительных материалов, реализация на специализированных оптовых рынках.
На что ориентироваться: эффективное сокращение расходов благодаря оптимизации производственных процессов, сохранение низкой себестоимости продукции в условиях удорожания базовых компонентов производства, кратное увеличение операционной прибыли при снижении долговой нагрузки.
Отрасль производства цемента циклична, и ее динамика во многом зависит от общего состояния экономики. Наиболее высокий рост производства (8-10% ежегодно) наблюдался в 2003-2007 годах в условиях строительного бума (в строительстве потребляется более 80% цемента). При замедлении экономики инвестиции в производство стройматериалов сокращаются. Именно поэтому финансовый кризис 2008 года серьезно отразился на объемах выпуска цемента в большинстве стран мира. Особенно резко снизилось производство (также как и потребление) в странах Европы, США и России. Но в целом, несмотря на кризис, рынок продолжал расти, хотя и замедленными темпами. Во многом благодаря антикризисной политике Китая, направленной на увеличение спроса на внутреннем рынке.
Причины роста в азиатских странах связаны с продолжающимся строительным бумом. Компании же Европы, США и России пытаются выйти из кризиса не столько за счет увеличения объемов выпуска, сколько через оптимизацию производства и сокращение издержек. Показательным является пример американской компании ТХ1.
Объем рынка цемента в США в 2011 году превысил 6,5 млрд долларов: произведено около 66 млн тонн портландцемента и 1,8 млн тонн цемента для кладки на 103 заводах в 35 штатах и двух заводах в Пуэрто-Рико. В целом показатели рынка поступательно растут последние три года. Однако последствия финансового кризиса чувствуются до сих пор: объемы продаж в 2011 году более чем на 57 млн тонн ниже рекордного уровня 2005 года. Большая часть цемента идет на изготовление бетона.
Рынок. Производство рассеяно по стране. Можно выделить семь ведущих штатов: Техас, Калифорния, Миссури, Флорида, Пенсильвания, Мичиган и Алабама, на которые приходится 53 процента американского производства цемента. В них размещаются заводы всех крупных участников рынка. Причем доминируют на рынке США производители цемента со штаб-квартирой в других странах. Так, лидером по производственным мощностям является мексиканская компания Cemex (15,5 млн тонн, или 15,9% рынка). Далее идут швейцарская Holcim (12,9%) и французская Lafarge (12,0%). На итальянские Buzzi и Essroc приходится 7,2 и 4,5 процента рынка соответственно. Среди собственно американских производителей выделяются компании Lehigh (7,9%), Ash Grove (6,4%), ТХI (5,9%), CalPortland (5,5%) и Titan (2,9%).
Бизнес. Компания ТХI является одним из ведущих поставщиков тяжелых строительных материалов на юго-западе США и имеет 82 производственных предприятия в шести штатах. История компании началась в 1951 году, когда Ральф Роджерс, уроженец Новой Англии, переехал на юго-запад и организовал инвестиционную компанию Kenilworth Corporation. Первое приобретение — Texas Lightweight Aggregate Company. Изначально Роджерс намеревался оставаться инвестором, но уже в сентябре 1951 года возглавил TXT с четырьмя заводами по производству керамзита и пятью бетонными заводами в Техасе и Луизиане. В августе 1959 года компания объявила о строительстве первого цементного завода в Midlothian, а к концу 60-х годов TXT участвовала в каждом этапе производства бетона: от добычи сырья до переработки готовой продукции. В 1967 году она стала крупнейшим производителем цемента в Техасе.
И сегодня основной продукт компании - цемент, представленный портландцементом и специальными цементами. Производство сосредоточено в Техасе (два завода) и Калифорнии (один завод). TXI владеет месторождениями известняка, используемого в качестве основного сырья, рядом с каждым из заводов. Кроме того, компания производит натуральные и специальные легкие заполнители, а также бетон, являясь их крупным поставщиком в Техасе и Северной Луизиане и в меньшей степени в штатах Оклахома и Арканзас.
Компания планирует стать лидером на этих рынках при сохранении низкой себестоимости продукции. В 1997 году мощности ТХI были рассчитаны на производство лишь 2 млн тонн цемента в год. Сейчас они выросли до 6 млн — компания недавно завершила модернизацию завода в Калифорнии, что позволило снизить производственные издержки и увеличить объемы выпуска. В ближайшие несколько лет планируется увеличить мощности до 8 млн тонн в год. С этой целью в октябре 2007 года TXT начала работы по расширению завода Hunter в Техасе, но в мае 2009-го приостановила их ввиду низкой активности на строительном рынке. Работы на заводе возобновились в октябре 2010 года, и ожидается, что новая печь будет введена в эксплуатацию осенью 2012-го. Общая стоимость проекта по модернизации техасского завода оценивается в 365 — 375 млн долларов. Из них 353,1 млн были привлечены за счет кредитной линии банка-партнера. По состоянию на май 2012 года TXT погасила 344,4 млн долларов долга (без учета процентов в размере 68,7 млн).
Кроме того, компания оптимизирует свои производственные объекты. В июле 2011 года ТХI приобрела у Cemex три готовых бетонных завода и один завод по производству песка и гравия в Остине и передала ей семь заводов по производству бетонных смесей в Хьюстоне. В ноябре 2011 года TXT и Ratliff Mix, LP заключили соглашение о создании совместного предприятия в Вако (штат Texac): вложив в проект семь техасских объектов и связанных с ними активов, TXT получила в СП 40-процентную долю. Как часть сделки, заключенной в апреле 2012 года, по продаже комплекса из пяти производственных объектов Oldcastle Inc в Хьюстоне, TXT получила долгосрочный заказ на поставку цемента.
CFO
Кеннет Р. Аллен (54 года) занимает пост вице-президента по финансам и CFO компании с 1 августа 2008 года. В ТХ! работает с 1985 года, в 1991-м стал казначеем, а с 1999-го совмещал эту должность с позицией вице-президента. Заработная плата за 2011 год составила 261 250долларов.
С целью сократить расходы и повысить управляемость запасами компания изменила и операционные процессы. Сейчас на заводах производится только сухой цемент. В июле 2010 года приостановлена эксплуатация четырех «мокрых» печей в Midlothian производственной мощностью 600 тыс. тонн клинкера в год. Закрытие «мокрых» печей позволило получить разрешения, необходимые для расширения и модернизации «сухих» печей.
Цемент реализуется в основном в юго-западных штатах: Техас, Луизиана, Оклахома, Калифорния, Невада и Аризона. Покупателями главным образом выступают многочисленные клиенты из строительной отрасли. Некоторые из них работают с TXT более 20 лет. При этом компания следит за тем, чтобы на одного покупателя приходилось не более 10 процентов чистых продаж. Показатели продаж значительно снижаются в зимние месяцы. Цемент переправляется по железной дороге или автотранспортом до восьми распределительных терминалов. Показатели. Финансовый кризис серьезно отразился на показателях деятельности компании: в течение трех из последних четырех лет она несла чистые убытки. Однако шаги по сокращению расходов, в том числе описанные выше, а также меры по увеличению продаж оказали значительное положительное влияние на операционные показатели за последние три года.
Управленческие решения руководство принимает, основываясь на показателях операционной прибыли. Условно ее делят на две части: производственную и корпоративную. Первая состоит из чистых продаж за вычетом операционных издержек и расходов, которые непосредственно относятся к производству. Корпоративная часть включает внереализационные доходы и расходы, связанные с административной, финансовой, юридической деятельностью, персоналом, охраной окружающей среды и операциями с недвижимостью.
В 2011 году чистые продажи составили 647 млн долларов (что на 25,2 млн долларов больше, чем в 2010-м), из которых 42 процента приходится на цемент, 23 процента — на заполнители, 35 процентов — на бетон. Себестоимость реализованной продукции достигла 601,3 млн долларов, а валовая прибыль — 45,7 млн (увеличившись за год на 20,4 млн долларов). При этом 25 млн долларов валовой прибыли принесло производство цемента (за счет оптимизации перевозок и повышения рентабельности в результате снижения удельных затрат). В 2010 году рост продаж был незначителен по сравнению с 2009-м: 0,7 млн долларов, а себестоимость увеличилась на 34,4 млн. 31 млн долларов валовой прибыли компания недополучила из-за снижения цен (хотя отчасти его компенсировал рост поставок).
С учетом результатов сделок по покупке-продаже активов операционная прибыль за 2011 год составила 79,1 млн долларов против 1,2 млн за 2010-й. Из них 20,5 млн долларов пришлось на производство цемента (причем в 2010-м были убытки в размере I0,2 млн долларов). Себестоимость цемента за 2011 год увеличилась на 2,7 млн долларов по сравнению с предыдущим годом. При этом производственные затраты удалось сократить на 9 процентов благодаря использованию более дешевых энергетических ресурсов и расходных материалов, а также снижению эксплуатационных издержек. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы удалось снизить на 2,4 млн долларов по сравнению с 2010 годом. При этом TXT выплатила своим сотрудникам на 1,5 млн долларов больше в рамках мотивационных пакетов (одновременно компания имеет обязательства перед бывшими работниками на сумму 1,1 млн долларов, в том числе по выходным пособиям). Благоприятно отразилось на финансах компании снижение эффективной налоговой ставки до 11,8 процента ввиду существенных платежей по погашению долговых обязательств.
Общую картину несколько портит существенная кредиторская задолженность компании, на обслуживание которой направляется значительная часть денежных потоков от операционной деятельности. Тем самым снижается доступность денежных средств для финансирования оборотного капитала, инвестиций и т.д. Основная часть долга приходится на обязательства по облигациям с преимущественным правом требования с процентной ставкой 9,25 процента годовых и погашением до 2020 года, которые TXT выпустила в августе 2010 года на общую сумму 650 млн долларов. Кроме того, у компании открыты кредитные линии в нескольких банках. Столь активное привлечение заемных средств объясняется тем, что TXT проводит дорогостоящую модернизацию производственных объектов. Ожидается, что после введения в эксплуатацию новых мощностей доходы от операционной деятельности позволят покрывать расходы по обслуживанию долга.
Основные затраты связаны с транспортировкой и топливной составляющей производства. Чтобы оптимизировать транспортные расходы, компания все больше использует более дешевый автомобильный транспорт, уменьшая долю железнодорожного. Основной источник топлива для производственных объектов — уголь, но дополнительно могут использоваться другие виды топлива. Кроме того, предприятие несет существенные затраты на электроэнергию. Однако, как рассказали «Финансовому директору» представители компании, модернизация и переход на «сухой» способ производства позволили снизить затраты на энергоносители почти в 1,5 раза, что дало резерв для повышения эффективности даже в условиях увеличения топливных цен.
В 2011 году показатели цементного рынка России достигли почти максимальных уровней за последние годы (рекорд 2007 года, однако, устоял): объем производства составил 56,2 млн тонн против 48,9 млн в 2010-м. Сейчас в стране наблюдается оздоровление цементной отрасли. В перспективе продажи должны расти, чему будет способствовать реализация целого ряда масштабных программ: жилищное и инфраструктурное строительство, Олимпиада в Сочи, развитие электроэнергетики. Стоит отметить серьезную зависимость многих цементных предприятий от государственных заказов.
Производство цемента неравномерно рассеяно по стране, при этом в Центральном федеральном округе выпускается около 30 процентов от общего объема готовой продукции. Более 60 процентов отечественного цемента производят пять крупнейших компаний: OAO «Евроцемент групп», «Новоросцемент», «Сибирский цемент», «Мордовцемент», «Себряковцемент». На рынке также работают иностранные компании Lafarge, Holcim, Heidelberg и относительно небольшие заводы.
Личный опыт
Владимир Пушкарев, первый заместитель генерального директора ООО «Востокцемент»
В России безусловным лидером среди производителей цемента является «Евроцемент», контролирующий около 40 процентов продаж. Но влияние компании различно в разных регионах: его заводы сконцентрированы в центральной части страны (где идет основная конкуренция), а на региональных рынках сильны позиции местных производителей -ОАО «Новоросцемент» на юге, OAO «Сибирский цемент» в Сибири, ООО «Востокцемент» на Дальнем Востоке. Из-за высокой доли транспортных расходов ~ конечной цене товара основные отгрузки цемента производятся на расстояние до 1000 км, в результате него цементный рынок сегментируется по регионам, которых может идти конкуренция между несколькими местными производителями. На Дальнем Востоке нам приходится конкурировать в основном с импортной продукцией. Почти каждый производитель — монополист в своем регионе (контролирует более 30% рынка), поэтому отрасль находится под пристальным вниманием ФАС РФ. В ежемесячном режиме предприятия предоставляют информацию о ценах и объемах отгружаемой продукции.
Под управлением ООО «Востокцемент», помимо прочих, находятся три цементных предприятия: ОАО «Спасскцемент», ОАО «Теплоозерский цементный завод»и ОАО «Якутцемент». Управляющая компания «Востокцемент» разрабатывает общую стратегию развития, осуществляет бюджетный надзор, единую финансовую, юридическую, кадровую политику группы. Предприятия производят продукцию в соответствии с направляемыми им планами. По итогам 2011 года «Спасскцемент» и «Теплоозерский цементный завод» произвели 3 процента от общероссийского объема цемента, доля в ДВФО-65 процентов. В состав «С пасс к цемента» входят два завода, производящие цемент по сухому способу. На «Теплоозерском цементном заводе» и «Якутцементе» применяется мокрый способ. Стоит отметить, что этот способ использует большинство цементных предприятий России: лишь 19,9 процента производителей перешли на менее энергоемкий «сухой» метод. Как следствие, значительную часть себестоимости цемента составляют расходы на электроэнергию и топливо. Так, в отрасли более 92 процентов цемента производится с использованием природного газа, и только 11 предприятий (в том числе находящиеся под управлением «Востокцемента») работают на более дешевом угле. Поставки готовой продукции главным образом осуществляются железнодорожным транспортом (до 85% всех перевозок цемента). Предприятия, под- контрольные «Востокцементу», привлекают также автомобильный и водный транспорт. Спрос на цемент носит выраженный сезонный характер: доля продаж максимальна во II и III кварталах (в совокупности более 60% продаж). В связи с географической удаленностью Дальнего Востока от остальных регионов России основные продажи портландцемента производятся в ДВФО, поэтому крупнейшие заказы на поставку также приходят из этого региона.