Растегаев Д.Б.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Уфимский филиал, Уфа, Россия
Российское предпринимательство
№22 2017
Аннотация
В статье исследовано влияние правовых рисков на организации нефинансового сектора, в частности аудиторские организации, уточнен процесс дефиниции понятия «правовой риск». Выявлены внешние и внутренние факторы возникновения правовых рисков, а также отражены методы митигации правовых рисков. В качестве результативного механизма для митигации правовых рисков предложена матрица правовых рисков, обусловленная системой дифференцированных критериев оценок.
В современных геополитических реалиях главным фактором стабильного и прогрессивного развития субъекта предпринимательства, любой формы собственности является его экономическая стабильность. Каждый руководитель самостоятельно выбирает аспекты, на которых в последствии будет выстраиваться фундамент благосостояния его предприятия. При этом безоговорочным остается выбор оптимальной учетной политики, способствующей оптимизации возможных рисков как ключевого сегмента данного фундамента. Иными словами, он должен быть рассмотрен в рамках целостного подхода, т.е. пространственного рассмотрения системы во взаимосвязи с другими системами [8] (Grishunenkov, Rastegaeva, Karpunina, 2008). Однако избежать всех рисков, в т.ч. сопряженных с учетной политикой и способных оказать негативное влияние на деятельность предприятия, в интенсивно трансформирующемся экономическом пространстве просто невозможно, поскольку большинство управленческих решений принимаются в условиях риска (отсутствия полной информации, присутствия элемента случайности и т.д.) [7, с. 6] (Bublik, Zimina, Rastegaeva, Shashkova, 2012).
В спектре ведения учетной политики и проведения учета и аудита, как неотъемлемых ее составляющих, многие руководители субъектов предпринимательства выделяют возникновение правовых рисков в особую категорию.
Впервые денотат «правовой риск» был сформулирован Банком России в письме от 30.07.2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах» в отношении кредитных организаций. В документе риск коннотируется как риск возникновения у кредитной организации убытков под действием различных внутренних и внешних факторов [5]. Отобразим аспекты данных факторов схематически (рис. 1).
Применение указанного письма Банка России вменяется всем кредитным организациям.
Однако правовые риски возникают не только у кредитных организаций. Организациям нефинансового сектора также необходимо принимать во внимание правовые риски для своего результативного развития в будущем. Но для данной категории организаций подобный перечень факторов возникновения правовых рисков законодательно не закреплен. Ввиду этого, согласно данным Ernst & Young Global Limited (EY) Legal risk 2.0: Show you're in control 2016, почти 65 % руководителей организаций выразили уверенность в том, что они понимают правовой риск и его влияние на деятельность организации [14]. Вместе с тем за пределами этой группы уровень уверенности снизился до 50 %, что, безусловно, негативно отражается на ее деятельности. Следовательно, в целях повышения рентабельности работы организации зачастую требуется выявить спектр правовых рисков [10, с. 40] и сосредоточиться на их митигировании.
При объективном рассмотрении правовые риски организаций нефинансового сектора достаточно тождественны рискам, обозначенным в указанном письме Банка России. Принимая во внимание оценки отечественных экспертов и сложившуюся практику, автор рекомендует дифференцировать группы рисков для нефинансовых организаций следующим образом (рис. 2).
Источник: составлено автором.
Стоит отметить, что каждая группа правовых рисков также может неоднократно дифференцироваться на более мелкие производные. К примеру, в зависимости от сферы деятельности аудиторской организации договорные риски можно подразделить по видам договора [11, с. 113] (Sheremet, Suyts, 2014). Рассмотрим каждую группу более подробно.
Митигировать регуляторные риски на законодательном уровне одной определенной организации достаточно затруднительно, однако известны случаи учета мнений общественных объединений аудиторов по отраслям или сферам деятельности в процессе подготовки законопроектов. К примеру, при подготовке изменений [2], касающихся Правил (стандартов) аудиторской деятельности [3, 14], было принято во внимание мнение Ассоциации «Аудиторская палата России» (АПР).
Определенная организация может митигировать регуляторные риски, став членом профессионального объединения. Это может не только способествовать лоббированию собственных интересов, а также своевременно мониторировать тенденции и диверсификации правового поля с целью прогнозирования отражения нововведений на деятельность организации.
В настоящее время утвердились три варианта митигации регуляторных рисков нефинансовых организаций (рис. 3).
Источник: составлено автором.
Но организации не всегда имеют возможность предопределить те или иные законодательные реформы. К примеру, введение Правительством РФ санкций на импорт определенных категорий продуктов из США, стран ЕС и некоторых других стало) полнейшей неожиданностью для многих предпринимателей, которым осталось использовать только реактивный вариант митигации этого риска [12].
В процессе своей деятельности организации чаще всего сталкиваются именно с этим видом рисков. Их возникновение зачастую связывают со следующими притонами (рис. 4).
Источник: составлено автором.
В целях митигации договорных рисков необходимо ранжировать зоны ответственности между аудитором, аудиторской фирмой с клиентом при его составлении аудиторского договора. Условия о предмете договора, сроках и способах его исполнения лежат в зоне финансовой ответственности аудитора или иного сотрудника аудиторской организации [9]. Во избежание иррегулярного понимания условий договора рекомендуется составить и согласовать предварительное письмо о проведении аудита.
Нередко подобные риски возникают вследствие использования объекта интеллектуальной собственности (права на который принадлежат третьему лицу), и, как правило, они сопряжены с использованием лицензионного программного обеспечения. Следствием неправомерного использования подобной интеллектуальной собственности в целях получения материальной выгоды могут стать финансовые и репутационные потери.
Финансовые потери могут выражаться в выплатах правообладателям компенсаций за использование их интеллектуальной собственности, доначислении налоговых платежей и штрафов за неуплаченные суммы вознаграждений авторам или правообладателям. Репутационные потери отразятся в неблагоприятном впечатлении об аудиторе (аудиторской организации) у заказчика, обусловленного оглаской подобного нарушения [12].
В целях митигирования данного риска аудитор должен тщательно подойти к выбору интеллектуальной собственности, используемой в процессе своей деятельности (например, специализированные статистические пакеты, такие как «Statistica», «SPPSS Statistics», «STADIA» [13]). В частности, необходимо выяснить, подлежит ли оно правовой защите (к примеру, некоторые продукты Microsoft находятся в свободном доступе), есть ли у организации лицензионный договор или разрешительное письмо от правообладателя или его представителя. Разрешение данного вопроса возможно посредством внесения в должностные инструкции сотрудников организации обязанности сообщать об используемых объектах интеллектуальной собственности, их правообладателях и основаниях использования подобных объектов. Также в должностных инструкциях либо регламентах организации необходимо установить ответственность сотрудника перед организацией за причинение финансовых потерь в случае вменения организации штрафных санкций за неправомерное использование объекта интеллектуальной собственности.
По мнению Шуваловой А., риски, связанные с участием организации в административном, уголовном или гражданском судопроизводстве сублимируют в себе как судебные дела по искам контрагентов, так и инициируемые самой организацией, а также органами государственной власти [12]. При обособлении подобных рисков могут приниматься во внимание конкретные основания исков, сумма исковых требований или назначенного штрафа.
Митигирование риска возможно путем ведения статистики судебных дел и анализа причин их возникновения и их устранения - возможно, в логистической системе организации существует пробел, отсутствуют стандартные формы договоров либо нет обратного контента от клиентов и результативного способа досудебного разрешения претензий.
Наличие той или иной группы рисков и тактики работы с ними во многом зависит непосредственно от организации, сферы ее деятельности и приоритетного вектора развития. Результативным механизмом для выявления, мониторинга и митигации правовых рисков служит матрица правовых рисков.
Прежде всего следует обособить измеримые критерии оценки деятельности организации, которые впоследствии станут «маркерами» дифференциальных правовых рисков. В качестве маркеров автор рекомендует применять количественный показатель за определенный период (квартал или год) (рис. 5).
Источник: составлено автором.
Для установления данных маркеров немаловажно осуществлять надлежащий статистический учет каждого критерия. Необходимо осознавать, что невозможно достичь нулевого значения по всем правовым рискам. В целях достижения прогрессивной работы организации необходимо установить приемлемую норму рисков для данной организации.
На основании собранных статистических данных проводится спектральный анализ. К примеру, критерий «количество судебных дел по искам контрагентов» дифференцируется по видам исков, их основаниям, размеру предъявленных требований и результату рассмотрения дела, а также анализируется категория договоров, на основании которых возникли эти дела, их частота и материальная ценность для организации.
В целях корректной оценки показателей, являющейся базисом построения матрицы, необходимо соблюсти следующие условия (рис. 6).
Источник: составлено автором.
На основании оценки критериев по определенному виду риска необходимо установить вероятность его возникновения для организации (рис. 7).
Источник: составлено автором на основании [12].
Для правильного составления матрицы правовых рисков и дальнейшей митигации данных рисков требуется установить ответственное за каждый конкретный риск лицо - «владельца риска». Зачастую им выступает аудитор по конкретному виду аудиторской деятельности организации.
Уже после формирования перечня правовых рисков и установления их владельцев следует выработать комплекс мероприятий по митигированию рисков в зависимости от факторов их возникновения [13]. К примеру, если правовой риск возник вследствие несовершенства либо стремительного реформирования законодательства, будет неоспорима необходимость участия организации в публичных обсуждениях нормативно-правовых актов, а также подготовки внутренних стратегий поведения в целях митигации этого и иных регуляторных рисков.
Система оценки правовых рисков имеет немаловажное значение в аудиторской деятельности. Результативным инструментом станет внедрение менеджмента аудиторских заключений и работа в рамках проектного подхода с привлечением других отделов организации по проблемным направлениям, установленным в процессе составления матрицы правовых рисков. Матрица правовых рисков поспособствует оптимизации аудиторской деятельности и выявит необходимость в перераспределении внутренних ресурсов организации, их увеличении либо сокращении.
Источники
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 01.05.2017 №96-ФЗ).
2. Федеральный закон от 01.05.2017 № 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
3. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 22.12.2011 № 1095).
4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012 г., протокол № 6; с изм. от 21.05.2017 г., протокол № 32).
5. Письмо Банка России от 30.07.2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/585600/2/ ( дата обращения: 02.10.2017 ).
6. Акимова Е.В. Риски в аудиторской деятельности. Справочник экономиста. [Электронный ресурс]. URL: https://www.profiz.ru/se/2_2014/riski_audita/ ( дата обращения: 02.10.2017 ).
7. Бублик Н.Д., Зимина Г.А., Растегаева Ф.С., Шашкова Т.Н. Оценка рисков в бухгалтерском учете, аудите, анализе. / монография, 2012.
8. Гришуненков А.В., Растегаева Ф.С., Карпунина Е.К. Инвестиционный процесс: категориальный анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 2(58). - с. 80-84.
9. Подкопалова Ж. «Подводные камни» аудиторского договора. Klerk. [Электронный ресурс]. URL: http://www.klerk.ru/law/articles/129908/ (дата обращения: 03.10.2017).
10. Риск в сфере публичного и частного права. / коллективная монография / Под науч. ред. Ю.А. Тихомирова, М.А. Лапиной. - М.: ОТ и ДО, 2014. - 310 с.
11. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. / учебник. - 6-е издание. - М.:ИНФРА-М, 2014. -352 с.
12. Шувалова А. Система оценки правовых рисков - роскошь или необходимость?. Garant. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/583261/#ixzz4uSIUSs5 ( дата обращения: 03.10.2017 ).
13. Шуремов Е.Л., Умнова Э..А., Воропаева Т.В. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита. Shurem. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shurem.ru/main_dsp.php?top_id=583.
14. Legal risk 2.0: Show you're in control. Ernst & Young Global Limited. Ey.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-legal-risk-2-show-you-are-in-control/$FILE/ey-legal-risk-2-show-you-are-in-control.pdf (дата обращения: 02.10.2017 ).