Рощупкина Виолетта Викторовна
д.э.н., доцент, профессор кафедры
«Финансы и кредит»
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Ставрополь,
Региональные проблемы преобразования экономики
№9 (71) 2016
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-36-00077 мол_а.
Аннотация. Целью исследования стало рассмотрение механизма управления налоговым потенциалом, в том числе по налогу на прибыль организаций, через реализацию функций налогового администрирования финансовыми органами государства и их территориальными подразделениями. Результатом явилась формулировка задач администрирования в диапазоне налоговых отношений: реализации налоговой политики, взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками, контроле за реализацией налогового механизма и управлении налоговым потенциалом, что позволило автору рассмотреть функции налогового администрирования. Влияющие на реализацию функций налогового администрирования экономические, геополитические отношения, кризисные ситуации, риски государства и налогоплательщиков обуславливают необходимость развития существующих функций налогового администрирования, их содержания, выделение новых системных и целевых задач. К таким задачам в современных условиях следует отнести задачу обеспечения налоговой безопасности, в том числе по налогу на прибыль как одному из проблемных налогов.
ФНС продолжает сокращать число налоговых споров с бизнесом. Число судебных дел за 2015 год снизилось на 35%, при этом в пользу ФНС взыскано 79% сумм всех рассмотренных требований. В 2016 году ФНС продолжила применять риск-тренированный подход, налоговый мониторинг и систему обязательного досудебного обжалования.
Налоговые поступления являются основой формирования доходной части бюджетов, в связи с чем особый интерес вызывают вопросы оценки этих доходов, их пределов и возможности увеличения. Уровень налоговых доходов неразрывно связан с налоговым потенциалом, проблема определения сущности и управления которым является важной государственной задачей.
Налоговый потенциал является своеобразной «подушкой безопасности» в экономическом развитии региона и его территорий, что объясняется с нескольких позиций:
Под угрозами налоговой безопасности территории понимается совокупность индикаторов, создающих опасность интересам государства в сфере формирования налогового потенциала по каждому налогу.
Риски налоговой безопасности являются неопределенностями неблагоприятного характера, создающими условия и формирующими факторы опасности интересам государства и территорий. По налогу на прибыль организаций ими являются:
Все риски формируются в определенной среде: экономической, правовой, политической, социальной, технологической. При этом вся совокупность рисков находится в постоянном взаимодействии, что объясняет: появление угрозы риска, вероятность наступления риска, оценку последствий наступления риска. Наиболее сложным на практике является процесс идентификации риска.
В Ставропольском крае наибольшую опасность составляют социальные риски и риски изменения налоговой среды, что связано со структурой налоговых доходов исследуемой территории: риски изменения налоговой среды оказывают существенное воздействие на объем налоговых доходов, поступающих в бюджетную систему. Наступление данных рисков в регионе позволяет идентифицировать угрозу экономической безопасности и устойчивому развитию территории.
Исследование вышеназванных условий и факторов позволяет идентифицировать риски и выделить угрозы налоговой безопасности территории, отраженные на рисунке 1.
Процесс принятия управленческих решений по обеспечению налоговой безопасности территории может состоять из следующих этапов:
Особое внимание следует уделить стратегии налоговой безопасности. В соответствии со стратегией должны определяться основные направления налоговой политики.
Представленная модель угроз налоговой безопасности территории позволяет выделить специфическую (комплексную) функцию налогового администрирования и управления налоговым потенциалом — «обеспечение налоговой безопасности региона».
Рассмотрим более подробно выделенные функции.
Генерирование возможных сценариев формирования налогового потенциала и управление им обуславливает выделение такой функции, как налоговое планирование и прогнозирование.
Особое внимание необходимо уделить стратегическому планированию. В 2014 году вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Согласно п. 4 ст. 11, к документам стратегического планирования, в частности, отнесен бюджетный прогноз на долгосрочный период. Построение бюджетного прогноза неразрывно связано с определением показателя налоговых доходов и, как следствие, с концепцией формирования налогового потенциала территории. При этом варианты стратегических решений (план/прогноз, стратегия и концепция) зависят от вида налогового планирования.
Налоговый контроль позволяет выявить скрытые налоговые доходы в результате проведения камеральных и выездных налоговых проверок. Одним из показателей эффективности осуществления данной деятельности является коэффициент, определяющий уровень мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей и участвующий в оценке налогового потенциала региона.
Базовыми факторами обеспечения поступления налога на прибыль организаций являются такие составляющие, как количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база.
В бюджет Ставропольского края налог на прибыль организаций поступает от различных категорий налогоплательщиков, что также оказывает существенное влияние на его формирование. Анализ эффективности выполнения плановых параметров бюджета в части налога на прибыль показал, что более 70% поступлений обеспечили налогоплательщики, которые не зарегистрированы на территории края в качестве юридического лица.
Анализ функции управления налоговым потенциалом осуществляется в двух формах: макроэкономическом и микроэкономическом. Объектом анализа выступает внутренняя отчетность (таблица 1), формируемая налоговыми органами, а также информация, полученная из внешних источников для оценки социально-экономического положения территории и влияния различных факторов на формирование налогового потенциала.
Таблица 2. Сумма поступлений налога на прибыль организаций по Ставропольскому краю
Показатели | Всего | ||||
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2014 год к 2013, % | 2015 год к 2014, % | |
Объем реализованных товаров (работ, услуг) организациями, применяющими общеустановленную систему налогообложения, млн руб. | 699983,2 | 760856,3 | 723386,1 | 108,7 | 95,1 |
Поступило налога на прибыль организаций, млн руб. | 7219,4 | 5516,4 | 5562,4 | 76,4 | 100,8 |
Таким образом, налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря прямой связи этого налога с размером получаемого организациями дохода, через представленные макроэкономические механизмы государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных сферах экономики и регионах. Эти же цели выполняет и инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый налогоплательщикам и погашаемый за счет полученной прибыли организацией (в Ставропольском крае на текущую дату отсутствует действующий законодательный акт по инвестиционному налоговому кредиту по налогу на прибыль, этот механизм находится в стадии разработки и согласования рядом исполнительных органов региона).
Данные, необходимые для оценки налогового потенциала субъекта Российской Федерации по налогу на прибыль организаций при помощи метода прямого счета, представлены в таблице 2.
Таблица 2. Расчет налогового потенциала региона
Показатели | Годы | Отклонение 2015 года к 2013 году | |||
2013 | 2014 | 2015 | Абсолютное отклонение (+, -) | Относительное отклонение, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Налог на прибыль организаций, млн руб. | 11991,84 | 11505,10 | 11324,48 | - 667,36 | 94,43 |
Общий налоговый потенциал, млн руб. | 56827,92 | 62062,98 | 59501,27 | 2673,35 | 104,70 |
В условиях рыночной экономики на основе проведенного анализа можно сделать следующий вывод: прибыль, выполняя роль финансовой категории, является объектом финансовых отношений и средством создания и функционирования национальных и международных финансовых систем.
В качестве потенциально эффективной меры выделим дифференциацию условий налогообложения для малых, средних и крупных предприятий. Однако эффективность этой меры необходимо подвергнуть тестированию на основе дополнительных данных.
Налоговый мониторинг следует считать специфической, комплексной функцией налогового администрирования и управления налоговым потенциалом, позволяющей обрабатывать и получать своевременную информацию для принятия решений. Функциональные задачи мониторинга содержатся в перечнях основных задач всех управлений центрального аппарата ФНС России, в функциях и задачах территориальных налоговых органов [4]. Мониторинг необходим для обобщения и анализа сведений о структурных элементах налогового потенциала.
Таким образом, управление налоговым потенциалом, обеспечиваемое посредством реализации вышеназванных функций налогового администрирования, способствует выявлению и идентификации рисков, формируемых в системе управления налоговыми отношениями и распространяемых на все экономические процессы. Наступление налоговых рисков тесно связано с угрозами налоговой безопасности региона, к которым отнесены:
Поэтому снижение и предотвращение налоговых рисков, которые могут привести к угрозам налоговой безопасности, представляется одним из главных инструментов управления налоговым потенциалом региона.
Не менее важной рекомендацией по формированию конструкции оптимального управления налоговым потенциалом является усиление кредита доверия общества субфедеральному правительству. Усиление доверия позволит расширять горизонт планирования. Планирование на долгосрочную перспективу совместно с приданием большего веса будущим выигрышам позволит реализовать функции управления, ведущее к более высокой траектории целевых функций как государства, так и корпоративного сектора.
Эффективное управление налоговым потенциалом в условиях комфортной налоговой среды и состояние этой среды обеспечивают налоговую безопасность региона. Управление налоговым потенциалом следует рассматривать через реализацию существующих функций налогового администрирования: налоговое планирование, учет налогоплательщиков, налоговый контроль, анализ, регулирование налогообложения, работа с налогоплательщиками и налоговый мониторинг, осуществляемые налоговыми органами на подведомственных им территориях. Развитие функций налогового администрирования под влиянием геополитических и внешних экономических отношений, кризисных ситуаций, роста рисков государства и налогоплательщиков ставят перед системой налогового администрирования новые задачи по обеспечению налоговой безопасности.
Основные источники повышения налогового потенциала состоят в совершенствовании организации системы управления доходами, включая эффективную работу с плательщиками налогов и сборов. Важное значение имеет создание условий для роста собираемости налогов и аналогичных платежей, поступающих в бюджеты регионов, и качественной оценки их прогнозных данных для повышения реалистичности финансового планирования.
Налоговые поступления могут быть увеличены путем введения новых налогов, повышения собираемости налогов, увеличения налоговых ставок, сокращения количества пользователей налоговых льгот, совершенствования налоговой базы региона. Однако при реализации данных мероприятий требуются предварительный анализ и оценка последствий от их внедрения.
Литература
1. Восканян Э.С. Методики расчета налогового потенциала региона // Управленческий учет. — 2014. — № 3. C. 89-92.
2. Восканян Э.С. Теоретические основы формирования налогового потенциала // Экономические и гуманитарные науки. — 2013. — № 8. C. 104-110.
3. Малис Н.И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2014. — № 1. — С. 81-90.
4. Ожегов Е.М. Оптимальная стратегия управления ставкой налога на прибыль организаций в регионе (на примере Пермского края) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/7783376, свободный. — Загл. с экрана.
5. Попова Е.В. Оценка аудитором налоговых рисков при проверке расчетов по налогу на прибыль [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1fin.ru, свободный. — Загл. с экрана.
6. Рощупкина В.В. Показатель налоговой нагрузки как индикатор эффективности фискальных мер государства // Экономика. Налоги. Право. — М. — Финансовый университет, 2016. — № 2. — C. 134141.
7. Рощупкина В.В. Современные проблемы прогнозирования потенциала субъекта Федерации по налогу на прибыль организаций с учетом крупнейших и консолидированных групп налогоплательщиков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — М. — 2016. — № 12 (224). — C.12-20.
8. Швандар К.В., Анисимова А.А. Фискальная консолидация: мировой опыт // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — М. — 2016. — № 28 (310). — C.51-62.
9. Alesina A., Carloni D., Lecce G. The Electoral Consequences of Large Fiscal Adjustments, NBER Working Paper. 2012. No. 17655.
10. Neaime S. Sustainability of budget deficits and public debts in selected European Union countries // The Journal of Economic Asymmetries. 2015. Vol. 12. Iss. 1. Р. 1–21.