А.В. Белемаева,
студент
Д.М. Калимуллин,
доцент
Самарский государственный экономический университет
Россия, г. Самара
Экономика и бизнес: теория и практика
№1-1 2020
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с трансформацией структуры резервов повышения капитализации предприятия в условиях современной экономики, оценивается тенденция повышения роли и значимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности в приросте стоимости совокупного капитала предприятия, акцентируется внимание на темпах роста капитализации предприятий, специализирующихся на инновационной и патентной деятельности, приведена оценка корреляции между темпами коммерциализации инноваций и ростом стоимости акций компаний.
Принимая в расчет современные трансформации в развитии и оптимизации финансовых отношений и методов ведения коммерческих операций, любому отдельно взятому предприятию, преследующему цель извлечения прибыли, необходимо производить анализ оценки стоимости прибыльности своего персонального бизнеса. В перечень обязательных показателей, фрагментирующих диаграмму состояния отдельно взятого бизнеса, входит понятие капитализации. С точки зрения коммерческого предприятия капитализацией называется процесс увеличения капитала или оценка стоимости предприятия. Капитализация входит в проспект наиболее важных контрольных показателей, вызывающих интерес у инвесторов, т.к. динамика роста стоимости бизнеса характеризует качество любой финансовой деятельности компании и менеджмента корпоративных финансов в целом [1]. Работа с капитализацией коммерческой компании может осуществляться с помощью ряда независимых направлений, в том числе путем:
Проблема оценки капитализации путем применения классических финансовых инструментов, ориентированных, в основном, на работу с материальной частью регламентированного публичным обществом капитала, состоит в том, что в современной рыночной экономике практически отсутствуют такие детерминированные предприятия, эффективность которых зависит лишь от внутреннего организационного топлива, основанного на перестановках физических ресурсов и физической реновации производства, но практически не рассматривающих эффективность неочевидных активов, в т.ч. накопленного фундаментального опыта, инноваций и инновационных проектов. Современная оценка капитализации предприятия требует усовершенствованного подхода к использованию финансовых инструментов, которые, в данном случае, должны стать побочной ветвью в модели совокупного дерева методов по повышению капитализации - от корпоративных до инновационных. Стандартные финансовые инструменты управления материальными активами, взятые в сочетании с инновационными - это на данный момент наиболее оптимальная из возможных комбинаций по наращиванию стоимости бизнеса, учитывая темпы экономической ассимиляции новых технологий с базовой частью активов организации. Инновационное развитие потенциала предприятия приводит к изменению всех базовых составляющих модели дисконтированного денежного потока: результатных (выручки от реализации, продолжительности периода серийного производства) и затратных (капитальных вложений и текущих расходов) [2].
Постепенное накопление инноваций на предприятии и необходимость их монетизирования для повышения финансового благополучия компании со своей стороны полностью раскрыло финансовый потенциал нематериальных активов: интеллектуального капитала, патентов, авторских прав, ноу-хау. Капитализация нематериальных активов, связанных с инновационной деятельностью предприятия, дает положительный мультипликативный эффект, т.к. увеличиваются активы и показатель EBITDA, уменьшаются расходы, стабилизируется процесс устойчивого развития и рост.
Для привлечения дополнительных инвестиций и получения кредитов - это один из способов улучшить финансовые показатели, особенно для инновационных IT-компаний. Если у промышленно-сырьевого сектора существенную долю долгосрочных активов составляют основные средства, то в IT капитализация нематериальных активов - это главный инструмент наращивания активов и отражения реальной стоимости бизнеса.
Весьма показательным примером в кейсе об увеличении стоимости и капитализации компании путем грамотного ангажирования инноваций, бренда и торговой марки в процесс формирования реальной стоимости бизнеса служит компания Apple Inc. В течение нескольких десятилетий компания по производству и разработке технологических гаджетов вплотную занималась позиционированием своего товара в качестве эксклюзивного нововведения, не имеющего универсальных аналогов на рынке, формировала патенты и совершенствовала клиентскую базу, создавая все больше постоянных потребителей, способствующих постоянной рекламе продукции путем цепной реакции. В результате длительного продвижения инноваций цены на акции компании перманентно увеличиваются с каждой презентацией нового продукта, т.к. в ретроспективе продаж компании выход нового устройства всегда сопровождался многомиллионным повышением числа совершаемых сделок.
Повышение капитализации компании в современной экономике в связи с реализаций инновационных разработок и созданием интеллектуальной собственности заставляет декларировать тот факт, что повышение стоимости компании в современном мире напрямую зависит от качества финансового, инновационного, производственного и персонального менеджмента, задействованного при реализации продукта. Схема этого цикла подходит для описания любого товара, имеющего превалирующий вес в продажах и оценке значимости компании, но именно на примере инновационного продукта прослеживаются наиболее резкие и наглядные скачки показателя капитализации при введении того или иного продукта. В конечном итоге можно сделать вывод о том, что процесс повышения стоимости бизнеса и капитализации компании в современной научно-технологической среде должен рассматриваться как комплексная работа, включая финансовые, инвестиционные, инновационные и корпоративные инструменты воздействия. К инновационным инструментам повышения капитализации в конечном итоге можно отнести следующие положения:
Библиографический список
1. Капитализация в оценке бизнеса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/ekonomika/ocenka_biznesa_i_ee_vidy/kapitalizaciya_v_ocenke_biznesa/ (Дата обращения: 21.01.2020).
2. Садчикова Д.Н. Оценка влияния инноваций на стоимость бизнеса // Молодой ученый. - 2018. - №47. - С. 288-291.
3. Валадайцев С.В. Влияние крупных технологических инноваций на цену акций публичных компаний / С.В. Валадайцев, А.С. Железнов // Вестник СПбГУ. - 2011. - №1. -С. 54-70.
4. Apple Market Watch. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.marketwatch.com/story/apple-needs-product-buzz-to-re-ignite-stock-2013-04-24 (Дата обращения: 22.01.20);
5. Федорова Т.А. Инновации как фактор увеличения стоимости предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2012. - №1-1. - С. 169-180.